
«Колыбелью цивилизации» и «Райским садом» называли
этот благодатный край древние персы и греки. Люди начали обживать регион долины
еще в VI-V вв. до н.э. Благоприятные
климатические условия, плодородные почвы, мощные водные потоки, стекающие с
гор, позволяли заниматься садоводством, сельским хозяйством и разводить
домашний скот. Виноград и люцерна, выращиваемая древними жителями долины, да особая
порода лошадей пользовались большой популярностью у жителей сопредельных
государств, особенно Китая. Ферганцы, в свою очередь, позаимствовали у китайцев
секрет производства натурального шелка. Запустение края наступило после
нашествия орд Чингисхана, но через Ферганскую долину проходил Шелковый путь из
Китая в страны Средиземноморья, и экономика края быстро восстановилась. В XV в., со времени открытия морского
пути в Индию, караванные пути начали постепенно зарастать травой, что привело к
окончательному упадку экономики долины. Только к XVI в. вновь наладилась торговля с
кочевыми племенами, с Московией, а к XVII в. караваны с товарами потянулись уже в Китай,
Хиву, Бухару и Афганистан. В 1865г Ферганская долина - последний оплот
Кокандского ханства - была колонизирована царской Россией и стала сырьевым
придатком текстильной промышленности России. В край была проведена железная
дорога и высокотоварными отраслями региона стали хлопководство, шелководство,
виноградарство, садоводство. В 1924г территория Ферганской долины была поделена
между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргистаном. Более равнинная центральная ее
часть, с преобладанием узбекского населения, отошла к Узбекистану. Долина
расположена в гигантской межгорной впадине, по форме, напоминающей огромную чашу,
окруженную с севера хребтами Тянь-Шаня, а с юга отрогами Памиро-Алайской горной
системы. Край уникален по типам своих ландшафтов: здесь и темно-серые пески
Центральной части, и изумрудно-зеленые хлопковые поля, которые окаймляют
деревья шелковицы, цветущие сады и высокогорные альпийские луга, горные
вершины, покрытые снегом.
Фергана
– областной
центр Ферганской долины, который начал застраиваться в 1877г и первоначально
назывался Новый Маргилан. Второе название города – Скобелев (генерал царской
России) и только в 1919г он получил свое нынешнее название – Фергана. С самого
начала строительства город был правильно распланирован и прекрасно озеленен.
Рекомендуемые
туристам экскурсии и исторические объекты показа:
·
автотранспортная обзорная экскурсия с
посещением краеведческого музея.
Коканд
Первые письменные упоминания о Коканде дошли до нас
от арабских географов-путешественников в X веке, которые писали о маленьком
городке под названием Хоканд или Ховаканд. Со временем, город, по видимому
пришел в упадок и исчез. В 1732г город возникает вторично на месте крепости
Иски-курган. В середине XVIII
в., сделавшись столицей Кокандского ханства, город приобрел значение крупного
политического и торгового центра не только Ферганской долины, но и всего
региона Средней Азии. Некоторое время Коканд оставался административным центром
и после колонизации царской Россией. Более 300 мечетей и медресе (духовные
мусульманские училища), а также сверкающий пышной роскошью дворец одного из
последних кокандских правителей (Худоярхан) возвышались над жалкими домишками
бедного люда.
Рекомендуемые
туристам экскурсии и исторические объекты показа:
·
медресе
Норбута Бий (1799г) возведен бухарским зодчим;
·
Джума-мечеть
(1815г)- соборная мечеть Кокандского ханства;
·
Дахмаи-Шахон
(30-е
годы XIX
в.)
– небольшой династический мавзолей кокандских ханов и членов их семей,
возведенный в подражание усыпальницам XIV-XV
вв.;
·
Дворец
Урда (1870г) – в строительстве и отделке дворца принимали
участие лучшие мастера Ферганской долины. Здание возведено на высокой платформе
и возвышается над большим военным плацем. Все поверхности фасадов декорированы
мелкоузорными изразцами.
Риштан
Начиная со средних веков, небольшое поселение Риштан
славилось своим гончарным промыслом. Секреты кустарного производства ваз,
кувшинов, блюд, пиал и т.п. передавались из поколения в поколение. Изделия
риштанской керамики неоднократно демонстрировались на международных выставках и
экспонируются во многих музеях. Продукция риштанских керамистов – прекрасный
сувенир на память о Ферганской долине.
Рекомендуемые
туристам экскурсии и исторические объекты показа:
·
посещение керамических мастерских и
выставки-распродажи керамических изделий.
Кува
Почти в центре современного города, на полутора
десятках гектаров находится древнее
городище Кубо. Есть предположение, что первые поселения на этой территории
возникли в IV-III вв.
до н. э. В результате археологических работ был обнаружен город-крепость,
обнесенный крепостной стеной. Но мировую известность принесло городищу открытие
культового буддийского комплекса, включающего в себя святилище и буддийский
храм, где обнаружили разбитую статую Будды.
Рекомендуемые
туристам экскурсии и исторические объекты показа:
·
древнее
городище Кубо (предположительно IV-III вв.
до н. э.).
Маргилан
Еще в X
веке,
по свидетельствам летописцев, население города, который в то время назывался
Маргинан, занималось хлопководством и шелководством, что обеспечивало ему
стабильное развитие. Здесь издавна обрабатывались коконы шелковицы и
производились шелковые ткани. Шелковый путь, в большей степени, обеспечил городу
международную известность. Купцы возили маргиланский шелк в Египет, Грецию,
Багдад и Кашгар. В письменных источниках сохранилось высказывание одного из
правителей Бухары: «Один отрез маргиланского шелка стоит всех бухарских
земель». Не зря Маргилан называют городом шелка. Созданные искусными мастерами,
шелковые ткани известны во всем мире и пользуются большим спросом.
Рекомендуемые
туристам экскурсии и исторические объекты показа:
·
посещение
фабрики по производству шелка – первое предприятие
было заложено еще в 1928 году. Туристов знакомят с процессом кустарного
производства национального узбекского шелка «Хан-Атлас». Здесь же можно
приобрести отрезы понравившейся цветовой гаммы.
Хорезмский оазис – это
древнейший культурный центр на западе Узбекистана и один из древнейших районов
искусственного орошения. Цивилизация Хорезма прослеживается от неолита (IV- начало III
тысячелетия до н. э.) до развитого средневековья (XI-XIII вв.).
Письменные исторические сведения о хорезмийцах донесла до нас «Авеста» (первая
половина I
тысячелетия до н.э.), где встречается название страны «Hvairizem». Недалеко от Ургенча (нынешний областной центр
Хорезмской области), на берегу Амударьи (Окс, Джейхун) в 1939 году, известным
советским археологом и востоковедом С.П. Толстовым, была обнаружена первая
(всего 18) стоянка человека, жившего здесь на рубеже IV-III
тысячелетия до н. э. Все эти стоянки были названы кельтеминарской культурой –
новой ступенью развития человеческого общества. Древний Хорезм также
известен как один из очагов возникновения зороастризма. Из 63-х культовых
памятников этой религии, обнаруженных во всем мире (Иран, Индия. Афганистан и
Пакистан), 17 древнейших находятся именно на земле Хорезма.
На
правом берегу Амударьи, на северо-западе Узбекистана, располагается Автономная
Республика Каракалпакстан (древний Хорезм), занимающая площадь в
165,5 тыс. кв. км, половина которой - пустыня Кызыл-Кум.
В
древнейшем центре поливного земледелия население использовало воды Амударьи с
помощью каналов, благодаря которым (начиная с I века до н. э.) здесь процветали города, зеленели
поля и сады. Сейчас это вотчина пустыни, пески которой хранят тайны прежних
цивилизаций. Среди барханов Кызыл-Кум, на скалистых
вершинах пустынных отрогов Султануиздага, повсюду встречаются следы
человеческой деятельности – остатки каналов и городов-крепостей («Кала»),
руины крупных поселений. Эту местность часто называют «среднеазиатским
Египтом». До сих пор
о древнем Хорезме историкам известно не очень многое. Летопись мертвых городов
этого государства пестрит нерасшифрованными страницами, которые обязательно
рано или поздно будут прочитаны.
В городском сквере маленького городка Бустон выставлены макеты замков-городов – Кала’, остатки
которых возвышаются среди песков пустыни Кызыл-Кум и создают впечатление
заколдованного царства, созданного магами, а не руками человека.
Нукус – столица
Каракалпакстана, расположенная в южной части современной дельты Амударьи, среди
песчаных пространств. На месте
созданного в 1884 году русского военного укрепления, потом обыкновенного
кишлака (деревня), был построен современный город. Международную известность
ему создал Музей Игоря Савицкого, где собрана большая и уникальная
коллекция картин русского авангарда начала XX в.
В 70км
к северу от Нукуса находится древний некрополь, который занимает площадь около
100га. Возраст его, по мнению ученых, составляет 2000 лет. Это место полно тайн
и мистики. В священной «Авесте» упоминается город Мазда, построенный в честь
Ахурамазды – солнечного бога огнепоклонников. Тысячи паломников, посещающих некрополь
Миздахкан, верят, что именно здесь находится могила Адама, а возведенный
над ней мавзолей – это «Мировые часы», отсчитывающие срок жизни человечества.
Каждый год из древних стен выпадает по одному кирпичу, и когда обрушится
последний, наступит конец времен. Но паломники складывают из упавших камней
маленькие пирамиды, надеясь на продолжение жизни и исполнение своих желаний.
«Город рыбаков» - Муйнак до 1990 года
располагался на берегу Аральского моря-озера, но в результате понижения уровня
воды в бассейне моря, берег отступил от города на 200км, а поскольку вся
промышленность города была ориентирована на рыбохозяйственную деятельность (500
тыс. центнеров ценнейших пород рыб вылавливалось в год), Муйнак потерял свою
значимость в народном хозяйстве страны. Сейчас он печально знаменит на весь мир
своим «кладбищем» кораблей – результат бесхозяйственной человеческой
деятельности и бездумного отношения к экологии окружающей среды.
К северо-востоку от Бухары располагаются три горные гряды: Каратау, Актау, Нуратау. На северо-западной оконечности хребта Актау расположен город Нурата, из которого далее путь лежит в пустыню Кызылкум. На широких просторах ее вскоре появляется светло-голубой разлив озера Айдаркуль. Интересна его судьба. Долгое время оно лежало в полном одиночестве в окружении солончаковых низин. Вода в нем была довольно соленой, о чем говорит и его название – Тузкан (узб. Туз - соль). Безжизненными были и берега этого обреченного на медленное высыхание озера. Однако весной 1969 года, в результате необычайно высокого паводка на реке Сырдарье, воды ее хлынули в Арнасайский разлив и устремились на запад в глубь песков, заполнили обширную солончаковую впадину Айдар и, соединившись с водами озера Тузкан, превратили его в часть огромного водоема, протянувшегося по южной окраине пустыни Кызылкум почти на 200 км. Воды Сырдарьи вдохнули новую жизнь в умиравшее озеро. Поверхность его увеличилась во много раз, вода стала более пресной, зазеленели берега, появилось много рыбы и водоплавающей птицы. На извилистых берегах новых водоемов немало пологих отмелей и мелководных лагун. Среди синеватого простора видны небольшие золотистые острова – это крупные песчаные барханы оказались окруженными водой. Берега их поросли осокой, на них поселилось множество птиц. На некоторых островках можно увидеть колонии крупных белых птиц – пеликанов. Водоемы богаты рыбой. Здесь водятся сазан, жерех, судак, щука. Озеро Айдаркуль – оазис в пустыне, чудесный синий простор, лежащий в золотой оправе песков.
В 50 км от Бухары расположен районный центр Бухарской области – город Гиждуван. Через полноводные арыки, несущие воду Зеравшана, кругом сады и виноградники. Трудно поверить, что всего в 15-20 км к северу от города лежит настоящая пустыня – южная окраина Кызылкума. Город этот во все времена был признанным центром среднеазиатского керамического производства. Через почитаемые места «благородной Бухары» проходили тысячи паломников, они разносили славу бухарских ремесленников далеко за ее пределы. Изделия гиждуванских мастеров экспортировались в смежные города и пользовались повсюду широким спросом.
Гиждуванская керамика легко определяема во всей россыпи узбекской керамики. Одна из древнейших школ, которая формы, цвета и систему узоров пронесла неизменными через многие века. Теплая золотисто-желтая и коричневая гаммы. Цвета солнца, земли, зелени и воды в изумительных легких глиняных формах – это уникальная гиждуванская керамика потомственных мастеров Нарзуллаевых.