
На крайнем юге Узбекистана располагается
Сурхандарьинская область. Она граничит с Таджикистаном (на востоке), с
Афганистаном (на юге) и с Туркменией (на западе). Большую часть ее территории
занимает Сурхан-Шерабадская долина, которую окаймляют горные хребты: Бабатаг -
на востоке, Гиссарский - на севере, Байсунтау и Кугитангтау - на западе. Рельеф
и ландшафт области многообразен: горы, предгорные равнины, речные долины.
Основные водные артерии: Амударья, Сурхандарья и Шерабад. Много и маленьких
речек.
Климат здесь сухой субтропический: теплые, почти
бесснежные зимы (-30 С, -40 С) и жаркое, сухое лето (+450
С). Югу области характерны суховеи, особенно досаждает «афганец», несущий
много пыли со стороны Афганистана. Областным центром является Термез - самый
южный пограничный город Республики Узбекистан. Он расположен на правом берегу
реки Амударьи, по которой проходит государственная граница с Афганистаном.
Здесь находится самый большой речной порт республики. Недалеко от Термеза
протянулся мост «Хайратон» (бывшее название «Дружба»), соединяющий два берега
Амударьи. Построен он был советскими строителями в 1981 году. Протяженность
моста – 816 м. В 1996 году движение по нему было закрыто Узбекистаном в
одностороннем порядке в целях безопасности государства. В наши дни движение по
мосту периодически открывают, чтобы перевезти гуманитарные грузы из Узбекистана
в Афганистан. С исторической точки зрения Сурхандарья – это археологический
рай: стоянки первобытного человека, остатки бактрийских дворцов и буддийских
храмов, мечети и мавзолеи раннего исламского периода – повсюду видны следы
ушедших в небытие цивилизаций. Недалеко от нынешнего Термеза расположены
городища Старого Термеза, сформировавшиеся у древней переправы на берегу Амударьи.
Основание города восходит к III-II вв. до н. э., когда возникает
укрепление (кала), обнесенное стенами. Недавно при археологических раскопках
были обнаружены остатки строений и предполагают, что это одна из 7 Александрий,
построенных Александром Македонским (IV в. до н. э.). В первых веках нашей эры античный
город разрастается вширь. В нем выделяются жилые и производственные кварталы,
культовые комплексы, в частности крупные буддийские монастыри. Буддизм проник
сюда из Индии в I
веке до н.э. Намного раньше, чем распространился в Китае, Корее и Японии.
Расцвет средневекового Термеза наступает в X-XII вв., когда расширяется общая
площадь собственно города, формируются пригороды, возводится множество зданий
гражданской и культовой архитектуры. В начале XIII в. при монгольском завоевании
город погибает, но в XV
в. вновь слагается к востоку от прежнего. На городищах Старого Термеза
сохранились остатки крепостных стен, древняя цитадель, следы кварталов,
памятники монументальной архитектуры.
Рекомендуемые
туристам экскурсии и исторические объекты показа:
·
Кампыр-кала («старая
крепость») - III-II вв. до н.э. –
остатки складских помещений, сохранившихся у переправы через Амударью. Здесь
находился порт, который функционировал вплоть до VIII
в.;
·
Фаяз-тепе (I-II вв.) - культовый комплекс, который включал
в себя собственно монастырь, имеющий богатое художественное убранство, ступу
для хранения священных реликвий, различные хозяйственные постройки и подсобные
помещения, обеспечивающие всем необходимым монашескую общину. Фаяз-тепе
украшала живопись. Среди многочисленных сохранившихся фрагментов – лик Будды в
нимбе и изображения почитателей-буддистов. Обнаружено также великолепное
изваяние Будды, сидящего под священным древом и по обе стороны от него – два
монаха с молитвенно сложенными руками;
·
Зурмала (II в.) - это огромная ступа (диаметр – 14,5м, высота –
16м), сложенная из сырцового кирпича и оштукатуренная ганчем (гипс), лишенная
своих облицовок. Этот памятник буддийской культуры пережил века, превратившись
ныне в почти бесформенный массив. Ее масштабы говорят об особом значении этого
сооружения в буддийском строительстве Старого Термеза. Ступа, видимо,
располагалась на территории целого комплекса буддийских построек;
·
Культово-мемориальный
комплекс Хакими Ат-Термези (XI-XV вв.) - сложился вокруг захоронения известного
богослова и хадисоведа IX в. (хадис –
сказание о делах, словах и поступках пророка Мухаммеда). Прозвище же - Хакими
Термези, запечатленное в надписи на мраморном надгробии, означает «термезский
мудрец». Со временем над могилой был возведен небольшой мавзолей;
·
Кырк-Кыз (IX-X вв.) – крупная загородная усадьба, видимо
принадлежавшая династии Саманидов. Строительный и декорообразующий материал –
сырцовый кирпич, из которого сложены стены, оштукатуренные глиной и выведены
разнообразные сводчатые конструкции. Общее число помещений усадьбы достигало
полусотни. Кырк-кыз является, своего рода, музеем строительно-технических
поисков и конструктивных экспериментов раннесредневековых зодчих Средней Азии.
Для этого сооружения характерны сочетание доисламских традиций с запросами иной
эпохи;
·
ханака-мавзолей
Кокильдора
(XVI в.) - остатки монументального сооружения, которое
по своему назначению было ханакой, то есть странноприимным домом для
паломников;
·
культово-мемориальный ансамбль Султан-Саодат (XII-XVII вв.) – это
группа разновременных фамильных усыпальниц термезских сейидов (сейид - потомок
пророка Мухаммеда);
·
Термезский
археологический музей - это просто «храм» наук, культур и ушедших
цивилизаций. Редкий европейский музей имеет столь богатую экспозицию и
оборудование. 27 тысяч экспонатов – от архаичной керамики до гигантской
коллекции монет и ювелирных украшений. Здесь под стеклами светящихся витрин –
уникальные артефакты разных эпох, сменяющихся династий и религиозных
направлений.